четверг, 28 августа 2008 г.

Что оказалось на самом деле (краткий комментарий на "Что меня ждёт в Хибинах ")

Сначала погода.
Август-сентябрь - осень на Кольском полуострове. Среднесуточная температура может быть от 0 до +10. Скорее всего уже будут ночные заморозки. Будет сыро и, наверняка, даже мокро; август и сентябрь - самые дождливые месяцы Хибин. Интересно, 110-130 мм осадков в месяц - это очень много?
Погода в Хибинах в принципе тяжело предсказуема. Она может смениться стремительно - от жары к снежному шквалу, и к этому надо быть готовым.

С погодой мне опять повезло. Дождей не было совсем, маленькая морось в течении 10 минут не считается. Может это просто облако опустилось на лес, я не обратил внимания... Днем температура поднималась по ощущениям до 15 градусов и выше, ночью заморозков я не встречал. Не замерз даже в первую ночевку, когда остался наверху, на голом плато Алявумчорра в надежде увидеть лунное затмение. Правда, я накрыл палатку полиэтиленовой плёнкой, но ветер был такой сильный, что при низкой температуре меня бы приморозило и под ней.
Не встретил я и снега (в виде снегопада). Хотя облачность действительно была очень переменчива и загадочна. Казалось бы, с юга ползут тёмные облака и должны накрыть маленькие Хибины, но они неожиданно рассеиваются над долиной Малой Белой по непонятной причине без следа. А в другой момент - сырые облака рождаются прямо на склонах гор, как будто идёт пар из трещин и эти облака затягивают долины сплошный молоком.
Местные жители на мои вопросы в один голос говорили, что пытаться прогнозировать в Хибинах смысла нет. "Как надует, так и раздует..." - говорили в ответ на мои озабоченные взгляды при смене ветра на северный, с океана.



Солнышко.
В августе полярный день заканчивается и в конце месяца у меня должно быть несколько часов темного времени для сна.

Скажем так: в 11 вечера могло быть светлее, чем днем при сплошной облачности. Или вот, например, снимок ровно в полночь:
Конечно, в палатке фонарик уже был нужен. Но на улице кромешной темноты не было. Соответственно, в 6 утра солнце уже вылезло из-за гор.


Ландшафт.
Хибины - горы достаточно плавные, мягкие, там нет неприступных скал. Похоже, если с одной стороны горы - обрыв, то с другой обычно можно подойти без особых усилий.

Всё так. И обходить не так уж и много, потому что некрупные они, горы Хибинского массива.


Смотрю на чужие треки и вижу, что даже некоторые перевалы-ущелья проходятся не поперек хребта, а вдоль.

Вот тут я оказался не совсем прав. Скорее всего трек, который я видел, сильно подправленный, в нём убраны подробности. Потому что мне приходилось обходить даже небольшие расщелины, которых даже нет на карте, потому что среди "равнины" вдруг оказывались огромные вертикальные скалы и их приходилось только обходить. Немного, метров 100 туда, 100 обратно, но приходилось. Могу допустить, что мне было тяжелее, потому я шёл с рюкзаком и не сильно подготовлен физически.

На высотах до 300-400 метров - лес, повыше - криволесье и мхи-лишайники. Ещё выше - в основном некрупные камни, "щебёнка" практически без растительности. На плато - вообще лунный ландшафт.

Всё так.

Еще создалось впечатление, что Хибины сплошь покрыты сетью натоптанных туристами троп. Желающие могут ходить вдоль и поперек без излишних усилий.

Троп много. Особенно вдоль основных рек и ручьёв - на каждом берегу да не по одной тропе. На перевалах есть натоптанные пути, но на камнях они, естественно, теряются и надо знать желательное направление.
С тропами у меня вообще были забавные ситуации. Местный ландшафт местами создает впечатление "истоптанности". Смотришь на склон сбоку - отчетливо видишь тропу, вытоптанный лишайник. Подходишь ближе - сверху ни следа, цветочки цветут. И если потерял настоящую тропу - приходилось пометаться из стороны в сторону. А на перевале Арсеньева в тумане вообще выручил только gps с хорошо нарисованной картой - позволил обойти скалы заранее.
На "стратегических" перекрёстках - река М.Белая и ручей Ферсмана, река Гольцовка и ручей Маннепахк - в лесу целые города оборудованных стоянок. Говорят, туда заезжают целыми автобусами, благо дороги позволяют. И загажено изрядно...



Комары и всяческие вредители.
Должны бы уже отсутствовать при такой температуре воздуха. Я на это очень надеюсь.

Комаров хватало, но они были вялые, и какие-то непуганные, что ли... Уж если сел, то его можно даже зубами схватить, он ничего вокруг не видит. Слово "мазь от комаров" понимают.
Других "вредителей" не обнаружилось.


Зверюшки.
Обычно упоминают медведей, зайцев и куропаток. Мишек там вроде не слишком много. Надеюсь, что этот год в Хибинах тоже ягодный и они будут сытые и добродушные.

Крупнее леммингов видел только птиц. Лемминги - это такие лесные хомячки забавных пестрых расцветок - черно-рыже-белые. А медведей даже следов не было. Ну, была одна какашка нечеловеческая, да и то, непонятно чья.


Растительность.
Ботаникам - раздолье. Я редкими растениями особо не интересуюсь, мне важно знать, есть ли там дрова. Возле рек, в лесах, наверное, можно развести костер. Выше - топливом могут служить только лишайники, но я на них рассчитывать не буду. Зато очень меня радует обилие ягод. Ягоды - это со всех сторон хорошо. Лишь бы не очень отвлекали от движения.

Огромное разнообразие мхов и лишайников. Богаче, чем на я встречал на Южном Урале. Ягоды были, но я не сказал бы, что я встретил их очень много. Больше всего голубики в лесах, у рек. А наверху не очень... К тому же она ещё не совсем поспела.
Дрова в лесу есть, но в криволесье уже, кажется, туго. Я же костров не разводил, пользовался газом.



Люди.
Туристов в Хибинах обычно очень много. Учитывая стремление путешественника "уйти от всех", это не является плюсом, но полезно в плане безопасности. Думаю, в конце августа я встречу много народа.

Да уж, в туристах недостатка не было. Несколько стоянок видел на Малой Белой. Основная масса людей встретилась на Гольцовке, в районе слияния с Маннепахком. Пообщался с москвичами, одна пара чуть постарше меня встретилась потом на Северном Чоргорре - бегала за 10 километров налегке "погулять". Вообще, там можно оставить палатку с вещами прямо у тропы и спокойно уйти на целый день по окрестным горам.
По пути туда в поезде я ехал с туристами, на обратном пути в моём вагоне возвращалось несколько групп из разных мест - из Хибин, из Карелии...


Так что могу сказать, что неожиданностей не оказалось. Я даже во многом перестраховался. Главным образом я благодарен погоде, которая меня побаловала и позволила идти и лезть куда хочется без ограничений.

Комментариев нет: